Болотоходный трактор Т-100МБ

Болотоходный трактор Т-100МБ создан на базе трактора Т-ЮОМ общего, назначения тягового класса 6 тс.

Болотоходный трактор Т- 100МБ обладает высокими проходимостью и тягово-сцепными качествами, обеспечивающими его работоспособность на наиболее энергоемких мелиоративных работах в условиях целинных или полуосушенных болот.

Завод изготовляет несколько модифицированных моделей болотоходного трактора Т-100МБ:

Т-ЮОМБГС — гидрофицированный болотоходный трактор с задним механизмом навески для агрегатирования с сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями;

Т-ЮОМБГС-1 — гидрофицированный болотоходный трактор специального назначения с задним механизмом навески и ходоуменыиителем (комплектация);

Т-ЮОМБГП — гидрофицированный болотоходный трактор специального назначения с передним механизмом навески и ходоуменыыителем (комплектация).

Трактор создавался с максимально возможным использованием узлов и деталей базовой модели, однако для обеспечения заданных эксплуатационно-технических показателей болотоходного трактора потребовались конструктивные изменения узлов и деталей: отдельных деталей муфты сцепления, механизма управления трансмиссией, бортовых редукторов, рамы трактора, рам гусеничных тележек, поддерживающих катков, Гусеницы, деталей капота и различных топливо- и маслопроводов.

Болотоходный трактор Т-100МБ выполнен по традиционной для тракторов ЧТЗ компоновочной схеме — с передним расположением дизеля, задним расположением рабочего места водителя и полужесткой подвеской гусеничного движителя.

Для обеспечения пониженного давления на почву размеры опорной поверхности ходовой системы болотоходного трактора значительно увеличены. Равномерность распределения давления по длине опорных поверхностей гусениц, а также рациональное размещение центра тяжести достигаются путем смещениядизеля вперед по ходу трактора на 406 мм. Положение кабины относительно оси ведущего колеса, а также сидений и органов управления при этом остается без изменений.

На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-108Б. Как и базовый дизель Д-108, дизель Д-108Б также имеет высокоэкономичный рабочий процесс с камерой сгорания, расположенной в днище поршня. В литой блок, цилиндров дизеля вставлены чугунные каленые гильзы. Головка блока общая на два цилиндра. Стальной штампованный пятиопорный коленчатый вал с противовесами имеет полости в шатунных шейках для центробежной очистки масла. Поверхности шеек вала закалены т. в. ч. Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемы и изготовлены из сталеалюминиевой полосы. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В каждом цилиндре расположено по одному всасывающему и выпускному подвесному клапану.

Питание дизеля топливом осуществляется с помощью четырех- плунжерного секционного топливного насоса со всережимным центробежным регулятором частоты вращения дизеля и бесштифтовыми форсунками закрытого типа.

Очистка топлива двухступенчатая: в щелевом металлическом топливном фильтре грубой очистки и в сменных фильтрах тонкой очистки, выполненных из двухслойной поглощающей объемной хлопчатобумажной пряжи. Корпус топливных фильтров тонкой очистки подогревается водой, поступающей от радиатора системы охлаждения дизеля.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, устанавливают воздухоочиститель. Очистка воздуха осуществляется последовательно: сначала центробежная с эжектированием отбрасываемых к периферийным поверхностям циклона частиц пыли выпускными газами, затем в масляной ванне в поддоне фильтра и мокрыми сетчатыми фильтрующими элементами, периодически промываемыми при технических уходах. Смещение дизеля вперед обеспечило возможность выноса воздухоочистителя из кабины в подкапотное пространство, облегчив доступ к его поддону при смене масла и промывке сетчатых фильтров. Вынос фильтра из кабины одновременно улучшил условия труда тракториста.

Охлаждение дизеля водяное с принудительной циркуляцией воды от центробежного насоса. Регулирование температуры воды в системе охлаждения осуществляется двумя термостатами» и.шторкой.

Система смазки комбинированная: под давлением от трехсекционного шестеренного насоса и разбрызгиванием. Для охлаждения масла предусмотрен стальной трубчатый радиатор.

Пуск дизеля осуществляется карбюраторным двухцилиндровым пусковым двигателем П-23 с максимальной мощностью 17 л. с. при 2200—2300 об\мин. На пусковом двигателе установлен электрический стартер СТ-204. Предусмотрено приспособление для пуска пускового двигателя вручную и прокручивания вала дизеля пусковой рукояткой. Питание электростартера осуществляется от аккумуляторной; батереи 6СТ-68, установленной внутри кабины. На дизель по специальному заказу устанавливают компактный бензиновый подогреватель воздуха, засасываемого в его цилиндры.

Положительной особенностью дизелей Д-108 и Д-108Б является автоматическое отключение второго и третьего цилиндров при переходе дизеля на холостые обороты. Указанные мероприятия способствуют уменьшению смоло- и нагарообразовния на выпускных клапанах.      —

Трансмиссия болотоходного трактора Т-100МБ, как и у базб- вой модели, механическая многоступенчатая. Она включает в себя муфту сцепления, коробку передач, центральную передачу с шестернями зерольного зацепления, многодисковые бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами и двухступенчатые бортовые редукторы.

Вал однодисковой сухой постоянно замкнутой муфты сцепления болотоходного трактора удлинен по сравнению с валом муфты базовой модели. Передний конец вала установлен на двухрядном сферическом подшипнике во фланце, закрепленном в маховике дизеля. Задний конец вала с помощью зубчатой муфты соединен с фланцем верхнего вала коробки передач. Наличие сферического подшипника-и зубчатой муфты обеспечивает компенсацию возможных перекосов вала при монтаже. Для предохранения удлиненного вала муфты от повреждений предусмотрен разъемный штампованный кожух.

В связи со смещением дизеля и муфты сцепления с литым разъемным кожухом, являющимся на базовой модели опорой для монтажа педалей тормозов, последние устанавливают на специальных кронштейнах, закрепленных на опоре коробки передач. Это позволило

использовать остальные детали механизма управления с трактором T-100M Коробка передач болотоходного трактора трехвальная с прямозубыми шестернями. Значительное утяжеление ходовой системы болотоходного трактора потребовало снижения скоростей движения трактора, вследствие чего диапазон скоростей коробки передач болотоходного трактора ограничь н четырьмя передачами. Пятая передача заблокирована путем установки в механизме переключения передач специальной ограничительной втулки на тяге вилки переключения. Скорость движения на II и IV передаче уменьшена; изменено расположение шестерен II и III передач, а следовательно, схема и порядок их переключения.

Для установки симметрично уширенных башмаков гусеницы ступица и полуось каждого бортового редуктора удлинены на 200 мм. Диаметр полуоси в месте заделки увеличен со 105 до 135 мм.

В связи с этим значительно усилена боковина заднего моста. Внутренний, конический роликоподшипник ступицы усилен. Изменена принципиальная схема установки подшипников. Внутренний подшипник устанавливают наружным кольцом в ступицу (на базовой модели в выточку боковины корпуса заднего моста), а внутренним непосредственно на полуось. Способ регулировки поджима сальников и зазора в конических роликоподшипниках сохранен таким же, как и на базовой модели. Между ведущим колесом и кожухом бортового редуктора установлена специальная литая проставка, которую крепят болтами к кожуху бортового редуктора. В выточке проставки расположен самоподжимный гофрированный сальник. Указанные изменения позволили увеличить колею трактора на 400 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *