36 лет спустя после выпуска первой легендарной Нивы с конвейера в Тольятти сошел двухмиллионная Лада 4×4.
Производство ВАЗ-2121 Нива стартовало в Тольятти 5 апреля 1977 г., а двухмиллионный автомобиль был собран 12 марта 2013 г. У легендарной модели славное прошлое. Автомобиль открыл новую эру в истории полноприводных машин. Несущий кузов с внедорожной трансмиссией обеспечивал высокий комфорт и отличную проходимость в любых условиях — такого тогда в мире не делал никто. Уже через год после старта производства на выставке в Брно (Чехословакия) автомобиль был признан лучшим в своем классе и получил первую золотую медаль.
Нива была первым колесным транспортным средством, работавшим в Антарктиде. Автомобиль отработал на станции Беллинсгаузен около 10 лет и проехал за это время более 40 тыс. км. В конце семидесятых российский внедорожник был флагманом. Это первая модель АвтоВАЗа, с которой началась внешняя сборка автомобилей. Первые сборочные комплекты внедорожника были отправлены в 1985 г. в Грецию. Российский внедорожник выпускался в Эквадоре, Уругвае, Египте и на Украине. Сборка этих машин продолжается в Казахстане на Азия АВТО. Всего с учетом опытно-промышленного производства АвтоВАЗа и внешних сборочных предприятий сегодня выпущено уже почти 2,2 миллиона внедорожников 4х4.
В 1995 г. автомобиль занял II место в классе прототипов Т3 марафонского пробега Париж — Москва — Улан-Батор – Пекин. В 1999 г. длиннобазовая модификация Лады 4х4 стала первой в мире машиной, которая своим ходом въехала на высоту 5,726 тыс. м на Тибете.
Лада 4х4 — стопроцентный вездеход, самый доступный в своем классе. Об этом говорит и его простые черты экстерьера, и коврики автомобильные, и превосходные технические характеристики. Такой автомобиль был и будет нужен всегда. Поэтому АвтоВАЗ прорабатывает концепцию нового внедорожника, который станет достойным продолжением легенды, отметил на торжественной церемонии президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.
АвтоВАЗ постоянно модернизирует свой внедорожник. Сегодня комплектации Лады 4х4 включают ABS, электронную педаль газа, усиленное сцепление, модернизированную раздаточную коробку, гидроусилитель рулевого управления и амортизаторы с новыми рабочими характеристиками. Появились новые зеркала, светотехника, обивка салона, более информативная панель приборов. Многое еще будет сделано — планы модернизации расписаны по 2016 г. включительно.
Лада 4×4 — один из немногих российских автомобилей, на стабильность продаж которого не влияют экономические кризисы, сезонные спады, смена тенденций моды или регион поставки. Клубы любителей легендарного внедорожника действуют во многих странах мира.