На построенные в России дороги будут давать пожизненную гарантию

Давно известно, что на российских дорогах без особого внимания и большого опыта делать нечего. Неровности, резкие повороты, плохая видимость заставляет водителей рисковать жизнью просто перебираясь из одной точки в другую. Поэтому в ближайшее время депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, предлагающий серьезно видоизменить практику строительства дорог в России. Документ вводит норму под названием «Контракт жизненного цикла» (КЖЦ): заключив таковой, подрядчики вынуждены будут отвечать рублем за каждый километр положенного ими асфальта в течение всего срока службы новой магистрали.

Речь идет о долгосрочных контрактах: в их рамках дорожники занимаются проектированием, строительством и последующим обслуживанием дорог. По мнению авторов законопроекта, КЖЦ, с одной стороны, позволит строителям сэкономить (если они будут применять инновационные технологии), а с другой – обяжет их выполнять работу более качественно, дабы избежать в дальнейшем постоянного ремонта. Регулярная перекладка асфальта – дело более чем выгодное в рамках «освоения бюджета». Но как быть, если «осваивать» нечего? В таком случае любой ремонт превращается в ненужное и весьма затратное для подрядчика мероприятие.

Схема КЖЦ активно эксплуатируется в странах Европы. В частности, как пишет «Российская газета», абсолютное большинство британских дорог строится и ремонтируется с предварительным заключением именно долгосрочных контрактов. Сладкая жизнь бракоделов в случае повсеместного внедрения КЖЦ резко закончится: после того как строительная организация выиграет на конкурсе право на подряд, ей придется обеспечить разработку проектной документации и укладку асфальта за свои собственные или привлеченные средства – и нести ответственность за дороги 10-30 лет. Именно столько, согласно нормативам, служат российские трассы. А что же государство? А государство начнет платить за дорогу равными частями лишь после ее введения в эксплуатацию.

Первый контракт жизненного цикла, скорее всего, будет заключен в Санкт-Петербурге уже в текущем году. А в 2012-м эта практика должна прийти на Средний Урал, обещают местные чиновники. КЖЦ будут использоваться в первую очередь при строительстве новых дорог: жителей уже построенных районов в маленьких и больших городах долгосрочные контракты не спасут от ежегодной перекладки асфальта под окнами. К сожалению, не спасет это и большинство российских дорог, превращающихся в минное поле уже через год после ремонта: КЖЦ не будут обязательными.

Напомним, что в ближайшие десять лет планируется «привести в порядок» все федеральные трассы страны. Об этом во вторник, 8 октября, заявил премьер Владимир Путин. Не обошел он своим вниманием и контракты жизненного цикла – по мнению главы правительства, они позволят сделать дороги России лучше. «Считаю, что такие принципы и такую философию нужно широко внедрять при создании любых объектов инфраструктуры. Надо выдавить с рынка временщиков и непрофессионалов, любителей «откатов» и «распилов», которые приходят на аукционы, забирают контракты и начинают ими торговать, не обладая при этом ресурсами для их выполнения», – заявил Путин. Казалось бы, спорить здесь не с чем – однако дорожники грядущим внедрением КЖЦ недовольны. Строительство магистралей «за свои кровные» они считают недопустимым и в принципе невозможным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *