Так кто бы первым?
Мы привыкли верить в легенды. Не помню, уж сколько раз приходилось читать о том, как в колонне демонстрантов 7 ноября 1924 года по Красной площади в Москве прошли первые десять советских автомобилей — АМО-Ф15. Головную вел слесарь-сборщик Н. С. Королев. С этого дня принято было вести отсчет биографии автомобильной индустрии Страны Советов и регулярно с большой помпой отмечать юбилеи: 25 лет, 50 лет, 60 лет. А в этой статье рассмотрим — 70 лет.
Давно нет Российской империи, распался СССР и, наверное, называя эту дату, стоит вспомнить — самое главное — о первом российском автомобиле, построенном Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе в мае 1896 года. Этот факт долгое время не получал широкой огласки — о нем заговорили лишь в 1950 году. Но юридически точной, если вести речь об организации серийного производства автомобилей в России, будет ссылка на Русско-Балтийский вагонный завод. Он уже в 1910 году изготовил серию из десяти машин «Руссо-Балт-С24», а в 1911-м серию из двадцати пяти таких автомобилей.
Этот завод стал кузницей российских автомобильных кадров. Когда в 1916 году в Москве был заложен новый автомобильный завод АМО, его владельцы пригласили двадцать инженеров с «Руссо-Балта«, в их числе К. И. Битенгольца, Д. Д. Бондарева, К. И. Бразау, А. Г. Владимирова, В. А. Иноземцева, А. Б. Клейна и других. Все они располагали уже немалым опытом — «Руссо-Балт» с их участием выпустил к осени 1915 года до эвакуации завода из Риги, почти шесть сотен машин. Но в довоенные, да и в послевоенные годы, об этом не принято было говорить, поскольку руководствовались другим тезисом: «У нас не было автомобильной промышленности, она у нас есть теперь«.