Программа утилизации легковых автомобилей в России заканчивается: доступных сертификатов осталось всего на один день. Больше всего от прекращения господдержки пострадает АвтоВАЗ, а большинство иностранных производителей этого не заметят.
До окончания программы утилизации легковых автомобилей в России остались считаные часы. По состоянию на утро 21 июня счетчик доступных сертификатов на сайте Минпромторга насчитывал чуть больше 1700 единиц. Если принять во внимание, что последний этап программы стартовал 25 апреля с. г. и был рассчитан на 100 тыс. автомобилей, получится, что в каждый из прошедших с того момента дней россияне приобретали по 1724 льготные машины, то есть запаса свидетельств не хватит даже на сутки.
Фактическая продажа со скидкой новых машин, подписание всех бумаг и возврат дилерам затраченных ими денег займут еще добрых несколько месяцев, но первые итоги программы можно подвести уже сейчас. Итак, утилизация подержанных легковых автомобилей в России длилась 15 месяцев и стала не только первым удачным подражанием мировому опыту в области регулирования розничного авторынка, но и серьезным подспорьем в восстановлении отрасли после кризиса. По итогам 2010 года каждый третий новый легковой автомобиль в России был приобретен с помощью государства; в численном выражении это составило 600 тыс. единиц. Благодаря такой «накачке» российский авторынок в минувшем году рванул вверх на 30%, что стало самым лучшим результатом в Европе, особенно хорошо заметным на фоне соседей, уже завершивших к тому моменту свои национальные программы. Так, Германия – крупнейший авторынок Европы – в 2010 году сократила продажи машин на 23% на фоне прекращения мер господдержки. Во Франции за отчетный период авторынок сократился на 2,2%, в Великобритании вырос, но незначительно – лишь на 1,8%. В целом же по Евросоюзу годовое сокращение продаж составило 5,5%.
В 2011 году стремительное восстановление отечественного рынка новых легковых автомобилей продолжилось, несмотря на кратковременное прекращение выдачи утилизационных сертификатов в начале весны. Так, за I квартал 2011 года авторынок в нашей стране вырос на 77%, что опередило динамику не только европейских стран, но и Китая. На этом фоне в начале апреля с. г. премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение о продлении программы, и уже 25 апреля Минпромторг возобновил выдачу сертификатов. Эксперты полагали, что 5 млрд рублей, выделенные из госбюджета на завершающий этап программы, будут освоены за три месяца, но ошиблись: потребители смели подчистую все бонусы менее чем за 60 дней.
Однако больше «халявы» точно не будет, невзирая на предстоящие президентские выборы и необходимость социально ориентированных действий в связи с этим. Ранее В. Путин недвусмысленно заявил, что относительно легковых автомобилей «искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать», и отметил, что результаты программы оказались «безусловно положительными». Здесь следует отметить, что сама по себе утилизация стала мерой социальной поддержки малообеспеченных слоев населения: ведь 80% приобретенных за счет нее автомобилей – это продукция АвтоВАЗа. По данным на май 2011 г., подавляющее большинство покупателей выбирали вазовскую «классику», в стоимости которой государственный бонус составляет от трети до четверти. Так, на долю заднеприводных «семерок» пришлось 33% продаж, Lada Kalina – 24,5%, Lada Samara – 17%. Самая дорогая модель, флагман марки Lada Priora, оказалась самой непопулярной из легковых – 16,7%. Наконец, на долю внедорожника Lada 4×4 приходится 9% продаж Волжского автозавода по утилизации.
На фоне гегемонии АвтоВАЗа результаты других автопроизводителей (а ведь всего в утилизации участвовали около 70 моделей 20 марок) выглядят весьма скромно. В структуре продаж Renault за отчетный период «утилизационные» машины составили 7,3%, или 34,6 тыс. единиц Logan и Sandero (для сравнения, Волжский автозавод сейчас зависит от утилизационных продаж ровно наполовину). В Renault признали, что госпрограмма стала хорошим дополнением к продажам, но ее завершение не приведет к падению спроса. Для других же производителей, осуществляющих производство бюджетных иномарок в России, доля бонусных продаж не превысила 5%.
Итак, что же дальше? Вопреки сценариям Германии, Франции, Великобритании и других стран, где окончание программы утилизации вызывло резкое проседание рынка, отечественные эксперты настроены оптимистично. По их мнению, АвтоВАЗ неминуемо столкнется с временным падением спроса, но в целом рынок устоит и даже продолжит развитие, ведь нишу Lada постараются занять бюджетные иностранные конкуренты. А следующий транш госпомощи будет направлен уже не на частных лиц, а на предпринимателей. С 2012 года, как ожидается, в России стартует не менее масштабная программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов, к которым в перспективе может присоединиться даже сельскохозяйственная техника. Первые параметры акции уже определены: бюджет – до 27 млрд рублей, срок действия – до пяти лет, размер выплаты – от 100 до 270 тыс. руб. за грузовик в зависимости от его класса и 30% от стоимости новой техники – для автобуса.
Вера Данилина