Несмотря на единство общих требований, исполнение базовых -моделей Т-180 и ДЭТ-250 различно.
Трактор Т-180. Компоновка трактора выполнена по общепринятой для данного типа машин схеме — переднее расположение дизеля и заднее — рабочего места водителя.
На трактор установлен шестицилиндровый рядный дизель Д-180 с высокоэкономичным, рабочим процессом. Камера сгорания расположена в днйще поршня. Дизель Д-180 является модификацией дизеля Д-108 трактора Т-ЮОМ. Большинство деталей заимствовано с дизеля Д-108.
В отличие от четырехцилиндрового дизеля Д-108 на дизель Д-180 устанавливают два воздухоочистителя (по одному на каждые три цилиндра) комбинированного типа. Первая ступень фильтра представляет, собой инерционную решетку с эжекционным отсосом пыли выпускными газами, вторая ступень — масляную ванну и мокрый сетчатый фильтр.
Масляный и водяной радиаторы дизеля размещены в одном блоке. Блок радиаторов крепят на раме трактора шарнирно. Это позволяет осуществлять очистку и мелкий ремонт радиатора без его демонтажа, путем поворота блока в горизонтальное положение. Перед блоком радиатора для регулировки теплового режима работы дизеля устанавливают шторку, управляемую из кабины тракториста.
Масл яная система дизеля снабжена резервным баком, герметично соединенным с картером дизеля. Использование резервного масляного бака исключает возможность попадания грязи в картер дизеля при ежесменных доливках масла и сокращает время на проведение технического обслуживания. Для контроля за уровнем масла в резервном баке предусмотрена специальная масломерная линейка.
На дизеле установлен шестиплунжерный секционный топливный насос с центробежным всережимным регулятором частоты вращения.
Для обеспечения бесперебойного снабжения топливом дизеля и повышения его экономичности в зимнее время топливный бак устанавливают в кабине водителя и выводят заправочную горловину наружу. Бак снабжают устройством для автоматической заправки топливом. Производительность агрегатов очистки масла (масляные фильтры и насос) и топлива (топливные фильтры грубой й тонкой очистки) по сравнению с соответствующими показателями дизеля Д-108 значительно увеличена.
Пуск дизеля осуществляется с помощью карбюраторного пускового двигателя П-23 мощностью 17 л. с. при 2200—2300 обмин. Пусковой двигатель снабжен электростартером, питающимся от аккумуляторной батареи 6СТЭН-140М емкостью 140 А.ч.
Для подготовки дизелей к пуску в холодное время на тракторе предусмотрена установка двух типов предпусковых подогревателей: бензинового подогревателя воздуха, монтируемого на всасывающем коллекторе дизеля, и парожидкостного подогревателя ПЖБ-600, работающего на дизельном топливе.
Трансмиссия трактора Т-180 механическая ступенчатая. Она включает в себя: муфту сцепления, коробку передач с механизмом переключения передач, центральную передачу, планетарные механизмы поворота, тормоза, механизм управления пово ротом трактора и бортовые редукторы. Двухдисковая сухая постоянно замкнутая муфта сцепления состоит из ведущих (маховик, средний и нажимной диски) и ведомых (ведомые диски с асбоба- келитовыми накладками, ведомый барабан) частей и механизма выключения (рис. 40). Муфта сцепления трактора Т-180 аналогична муфте сцепления трактора Т-130.1. |
Передача вращения к верхнему валу, коробки передач осуществляется посредством карданного вала. Выключение муфты производится педалью. Для уменьшения усилия на педали в рычажную систему параллельно включен пневмо-сервирующий механизм. Муфта сцепления и карданйый вал заключены в разъемные кожухи, предохраняющие механизмы от повреждения, попадания посторонних предметов и грязи.
Коробка передач трактора Т-180 трехвальная, с шестернями постоянного зацепления. Шестерни верхнего и промежуточного валов (за исключением одной пары) посажены на бронзовые втулки плавающего типа, которые способствуют самоустановке шестерен во время работы, обеспечивая наиболее полный контакт по длине зуба. Переключение передач произвЬдится передвижением зубчатых муфт, жестко соединяющих при включении вал с шестерней. Механизм переключения передач смонтирован в отдельном корпусе, который крепят к верхней плоскости корпуса трансмиссии.
Корпус трансмиссии представляет собой чугунную отливку, в которой смонтированы все агрегаты трансмиссии, за исключением муфты сцепления. Корпус трансмиссии свободно устанавливают на раме трактора на платиках и фиксируют с помощью специальных цапф и пальцев. Отсутствие жесткой связи с рамой трактора положительно сказывается на работе агрегатов трансмиссии. Однако это усложняет агрегатирование некоторых орудий задней навески с трактором ввиду того, что в отличие от промышленных тракторов полурамной конструкции корпус моста трактора Т-180 не является несущим элементом рамы трактора.
Центральная передача представляет собой пару конических шестерен с винтовыми зубьями. Ведущая шестерня выполнена заодно с нижним валом коробки передач, а ведомая крепится к фланцу ступицы, вращающейся на двух подшипниках — цилиндрическом роликовом и шариковом. Последний воспринимает осевые усилия.
От ступицы ведомой шестерни центральной передачи вращение передается солнечным шестерням одноступенчатых двухрядных планетарных механизмов поворота.
На тракторе устанавливают ленточные тормоза двухстороннего действия, работающие в масле. Торможение барабанов планетарных механизмов осуществляется тормозными лентами с медноасбесто- выми накладками. Для уменьшения усилия на рычаге управления тормозом привод оборудован пневмо-сервирующим механизмом следящего действия. Для аварийной остановки трактора и длительного торможения (горный тормоз) предусмотрен аварийный привод.
Бортовые одноступенчатые редукторы имеют цилиндрические прямозубые шестерни, установленные в стальном корпусе, который крепят шпильками к корпусу трансмиссии. Ведомую шестерню редуктора устанавливают на шлицевой вал, вращающийся на двух цилиндрических роликах и одном шариковом (для фиксации вала от осевых перемещений) подшипниках. К наружному фланцу вала с помощью призонных шпилек крепят двухвенцовое ведущее колесо. Уплотнение редуктора осуществляется самоподжимным торцовым сальником с уплотняющими металлическими шайбами, снабженными кольцевыми канавками и выступами, образующими беззазорный лабиринт.
Трансмиссия трактора имеет автономную систему смазки, состоящую из шестеренного насоса с приводом от коробки передач, масляного фильтра, масляного радиатора и распределительных трубопроводов.
Несущим элементом трактора Т-180 является жесткая сварная рама, состоящая из двух продольных лонжеройов и двух поперечных балок коробчатого сечения. Лонжероны в задней части заканчиваются литыми сварными кронштейнами, связанными между собой траверсой прицепного устройства. К лонжеронам рамы, слева и справа, приварены кронштейны для монтажа навесного и полунавесного оборудования. Плоскости кронштейнов с отверстиями для крепления цапф толкающих рам навесного оборудования выходят за пределы ходовой системы, обеспечивая необходимый зазор между гусеницей % брусьями рамы.
Эластичная торсионно-балансирная подвеска трактора выполнена по оригинальной схеме. Конструктивной особенностью подвески является то, что во всех случаях загрузки трактора давление на грунт распределяется равномерно, обеспечивая трактору высокие тяговые качества и высокую проходимость на грунтах с низкой несущей способностью. Подвеска состоит из двенадцати опорных катков (по шесть с каждой стороны), попарно соединенных между собой двуплечими балансирами. Амортизирующими элементами подвески являются пучковые пластинчатые торсионы. Однорядные опорные катки имеют сферический обод, обеспечивающий постоян- — ный контакт с беговой дорожкой гусеницы и улучшающий ее приспособляемость к грунтовым условиям. Катки выполнены на подшипниках качения (цилиндрическом роликовом и шариковом) с жидкой смазкой и имеют резино-металлические торцовые уплотнения. Устройство и способ уплотнения поддерживающих KafKOB такие же, как и у опорных катков.
Направляющее колесо гусеницы устанавливают на кривошипе. Оно имеет сферический обод, подшипники- качения с жидкой смазкой и торцовым уплотнением. Натяжное устройство снабжено винтовым механизмом регулировки натяжения и пружинным амортизатором. Две последовательно соединенные пружины и механизм регулировки натяжения размещены в полости лонжеронов рамы трактора. Доступ к механизму регулировки натяжения обеспечивается с торцов лонжеронов, герметично закрываемых специальными крышками.
Крупнозвенчатая с цевочным зацеплением гусеница трактора состоит из литых термообработанных траков, шарнирно соединенных между собой пальцами. Стопорение пальцев осуществляется с одной стороны головкой, а с другой — шайбой и шплинтом.
Для облегчения управления трактором и агрегатируемыми с ним орудиями предусмотрена пневмосистема. Она состоит из одноступенчатого двухцилиндрового компрессора с регулятором, давления воздуха, трех, ресиверов, сервомеханизмов управлений тормозами, планетарным механизмом поворота, муфтой сцепления и вспомогательного оборудования (сигнала, стеклоочистителей, ма-. нометров). Применение в сервирующих и вспомогательных механизмах трактора в качестве рабочей среды воздуха (вместо масел или дизельного топлива) удобно в эксплуатации, особенно при низких температурах.
Рабочее давление поршневого непрямогодного компрессора одноступенчатого сжатия 5,5—5,7 кгс\см2. Привод компрессора осуществляется от шкива вентилятора с помощью клинового ремня. Кран дневмоуправления агрегатируемыми орудиями (лебедкой канатного бульдозера и скрепером) устанавливается в кабине тракториста.
На тракторах Т-180Г и Д-804ПГ, имеющих гидросистемы для управления агрегатируемым оборудованием, кран не устанавливают.
Трактор Т-180 оборудован цельнометаллической кабиной с теплозвукоизоляцией, приточной вентиляцией с очисткой поступающего в кабину воздуха. Кабина имеет круговой обзор, обеспечивающий нормальную работу водителя. Для подогрева воздуха в кабине предусмотрена специальная система, использующая часть тепла дизеля. Пол кабины состоит из деревянной рамы, обшитой листовой сталью и заполненной стекловатой. Для обеспечения герметичности на стыках части пола скрепляют между собой через резиновые прокладки. Доступ к агрегатам трансмиссии при техническом обслуживании осуществляется через специальные герметично закрываемые люки.
В кабине установлены два мягких одноместных сиденья, топливный бак, аккумуляторная батарея, огнетушитель, аптечка, ящик с набором шоферского и вспомогательного инструмента, приборы контроля и механизмы обслуживания.
Трактор Т-180Г. Трактор Т-180Г отличается от базовой модели Т-180 наличием гидравлической передней навесной системы. Гидросистема трактора Т-180Г включает в себя: шестеренный одноступенчатый редуктор, три шестеренных насоса, трехсекцион- ный золотниковый распределитель, масляный бак, гидроциклон для очистки масла, трубопроводы и силовые цилиндры.
Редуктор привода насоса гидросистемы устанавливается в передней части рамы трактора. Он приводится от переднего конца коленчатого вала дизейя через карданный вал. Включение и выключение редуктора возможно только при остановленном дизеле. Насосы, устанавливаемые на редукторе, работают параллельно, обеспечивая необходимые подачу и рабочее давление. Распределитель гидросистемы имеет один или три золотника, которые независимо друг от друга управляют соответствующей группой рабочих цилиндров. Бак гидросистемы устанавливают у задней стенки кабины трактора на специальных кронштейнах.
Для навески на трактор Т-180Г различного оборудования конструкция лобовины капота изменена и значительно усилена. На сферических цапфах, жестко закрепленных в расточках верхних кронштейнов силового капота, подвешивают гидроцилиндры. Нижние головки штоков цилиндров являются местом присоединения навесного оборудования.
Для агрегатирования с орудиями задней навески или прицепными гидрофицированными машинами может быть осуществлен подвод трубопроводов к задней стенке корпуса трансмиссии и установлены специальные разрывные соединительные муфты.
Трактор Д-804М. Трактор Д-804М создан на базе трактора Т-180 и предназначен в качестве базы для трубоукладчика, используемого для укладки труб диаметром до 1200 мм. Трактор поставляют в бескабинном варианте. В связи с резким возрастанием нагрузок на ходовую систему трактора при работе его в качестве трубоукладчика принципиально изменена конструкция узлов ходовой системы. В отличие от трактора Т-180 трактор Д-804М имеет жесткую ходовую систему, развитую по длине и ширине для повышения его устойчивости.
К нижним полкам лонжеронов рам тележек жестко крепят четырнадцать, по семь с каждой стороны, опорных катков с усиленными осями на подшипниках скольжения с бронзовыми втулками. Для, обеспечения установки гусениц трактора Т-180 опорные катки выполнены с однорядной сферической беговой дорожкой. Беговые дорожки катков закалены до высокой твердости на большую глубину. Диаметр направляющего колеса, отлитого в виде пустотелой линзы, увеличен. Обвод колеса имеет сферическую поверхность.
Направляющее колесо также, как и на тракторе Т-180 установлено на трех подшипниках (двух цилиндрических, воспринимающих радиальные нагрузки и одном шариковом, воспринимающем осевые нагрузки). Ось колеса опирается на опоры, свободно перемещающиеся по направляющим планкам рам гусеничных тележек. Опоры соединены с вилками натяжного устройства. Натяжение гусеницы осуществляется с помощью гидравлического механизма, аналогичного механизму, установленному на тракторе Т-130. В качестве амортизирующего устройства служат две последовательно соединенные цилиндрические пружины, смонтированные в специальном кожухе на раме тележки.
В связи с уширением колеи трактора изменен бортовой, редуктор (рис. 45) — удлинен вал, установлена проставка в кожухе редуктора, введена дополнительная опора на раме тележки. Для лучшего приспособления трактора к условиям работы (укладке труб) изменены скорости движения его агрегата путем изменения передаточных отношений в коробке передач.
Трактор Д-804ПГ. Трактор Д-804ПГ является базой для фронтального погрузчика Д-543 грузоподъемностью 5 т.
Трактор-погрузчик широко используется для погрузки и разгрузки кусковых и сыпучих материалов, штучных и длинномерных грузов, а также для разработки песчано-гравийных карьеров с погрузкой разработанного грунта на транспортные средства.
Компоновка трактора Д-804ПГ аналогична компоновке трактора Д-804Л В отличие от последнего трактор Д-804ПГ комплектуется гидросистемой, заимствуемой с трактора Т-180Г, имеет кабину.