Работа тракторов в пустыне

Работу тракторов промышленного назначения в жарких пустынях можно охарактеризовать на примере их использования в среднеазиатских республиках нашей страны, где тракторы используются на строительстве ирригационных сооружений и нефтепромыслах.

Климат пустынь сухой, резко континентальный: средняя температура июля 23—32° С, в некоторых местах температура достигает 45° С.

Зимой морозы достигают —15 и даже —30° С. Большую часть года стоит жаркая сухая погода, в году 150—200 солнечных дней. В жаркое время дня пески и наружные металлические части трактора нагреваются до 70° С, и, излучая тепловую энергию, вызывают перегрев человека.

Специфической особенностью климата районов Средней Азии является также сильный ветер, так называемый «афганец», скорость которого превышает 13 мс. Ветры поднимают пыль, образуются песчаные бураны, снижающие видимость до 1,5 м. Высокая средняя скорость ветра оказывает огромное влияние на запыленность воздуха. Установлено, что при скорости ветра 4—5 мс пылинки размером до 50 мкм поднимаются и движутся вместе с воздухом на высоте 50—80 м. Кроме сильных ветров почти постоянно дуют слабые ветры, образуя так называемые «поземки», из-за которых воздух почти постоянно насыщен мелкой пылью. Запыленность воздуха достигает 1,5 гм3.

Грунт в районах Средней Азии состоит из самых различных компонентов. По данным геологоразведки, грунт, например, в районе строительства Главного Туркменского канала состоит из следующих компонентов: песок, супески (легкие и тяжелые), суглинки (легкие и тяжелые, гипс, глина, известняк — ракушечник с фосфористой галькой, соль пластами мощностью до 6 м, скальные пласты.

Общее количество атмосферных осадков за год не превышает 230 мм, из которых на лето приходится только 6%, а наибольшая часть (до 50%) выпадает зимой.

Условия эксплуатации тракторов в районах Средней Азии исключительно тяжелые. Тракторы, двигаясь по пескам, поднимают облака пыли, резко снижающие видимость дороги и движущегося агрегата. Пылеуловитель воздухоочистителя в таких условиях наполняется за 20—30 мин. В поддоне воздухоочистителя через 3—5 ч работы образуется густая масса грязи.

При работе двигателя внутренний диаметр всасывающих труб уменьшается вследствие нарастания на стенках песчаной пыли, поступающей с воздухом. Значительная часть этой пыли поступает к трущимся деталям двигателя, вызывая их преждевременный износ. Большое количество пыли попадает в картер двигателя через маслозаливную горловину, сапун и отверстие для масломерной линейки.

В условиях пустынь и жаркого климата создаются очень тяжелые условия для системы охлаждения двигателя. При высоких температурах окружающего воздуха система охлаждения современных тракторов не обеспечивает нормального теплового режима работы двигателя. Наличие в воде до 20% солей (и выше) вызывает быстрое разрушение коллекторов и сердцевин радиаторов, а также корпусов водяных насосов.

Большое количество солончаков и песчаных барханов высотой до 15 м создают тяжелые условия работы для деталей и узлов ходовой системы трактора. В процессе эксплуатации детали ходовой системы постоянно погружены в песок. Вращающиеся детали, перекатываясь по металлической гусеничной ленте, работают в абразивной среде и подвергаются интенсивному износу.

Образующаяся при движении трактора пыль поступает в кабину. Трактористы вынуждены пользоваться респираторами и защитными очками, чтобы хоть в какой-то мере облегчить условия труда. Следует учитывать, что специфические условия пустынь вызывают необходимость частого использования тракторов на транспортных работах (передвижение буровых машин, геодезического и нефтепромыслового оборудования, строительных материалов и т. п.), радиусом действия 500 км и более.

Указанные обстоятельства могут быть учтены дополнительными требованиями к оборудованию рабочего места водителя. Специальные обследования условий эксплуатации тракторов на строительстве Каракумского канала и эксплуатационные испытания тракторов С-100 и Т-100М в условиях пустынь Средней Азии, проведенные ЧТЗ совместно с Челябинским филиалом НАТИ, позволили разработать предложения по приспособлению тракторов для работы в указанных условиях.

При создании модификаций или специальных комплектаций тракторов промышленного назначения для работы в Среднеазиатских республиках необходимо уделять особое внимание:

значительному повышению работоспособности воздушных, топливными масляных фильтров двигателя;

исключению возможности попадания песка и пыли в агрегаты трактора в процессе заправки маслом или топливом установкой дополнительных герметично закрываемых масляных баков для доливки масла в картер двигателя в полевых условиях, а также применением автоматической (вакуумной) заправки топливом;

применению более надежных сальниковых уплотнений агрегатов трансмиссии и подшипниковых узлов ходовых систем;

улучшению условий труда тракториста при помощи более надежной герметизации кабины, исключающей попадание пыли и песка, усиления приточной вентиляции или установки кондиционера для создания нормального микроклимата в кабине;

применению термоизоляционных и термостойких покрытий и окраске наружных частей тракторов красителями светлого тона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.