Пожалуй, самой обсуждаемой в кругах автодилеров темой последней недели стало обращение Ассоциации РОАД в Федеральную антимонопольную службу России. Ассоциация обратилась в ведомство с просьбой проверить договоры с дистрибуторами на их соответствие антимонопольному законодательству и посодействовать в устранении из дилерских контрактов положений, дискриминирующих автодилеров.
К ущемляющим права дилеров пунктам относятся: одностороннее изменение дистрибутором плана поставок, монополия импортеров на приобретение дилером запасных частей, материалов и аксессуаров, отсутствие зафиксированной консолидированной ответственности перед конечными потребителями за качество автомобиля, ограниченный срок действия дилерского договора (как правило, 1-2 года), наконец, право дистрибутора на расторжение дилерского договора в одностороннем порядке без объяснения причин и компенсаций. Так к примеру после таких действий, на mercedes запчасти стали серьезно дороже.
Более подробно о нашей позиции по данному вопросу можно прочитать на сайте Ассоциации.
Реакция на обращение превзошла все наши ожидания. Новость перепечатали десятки СМИ и интернет-ресурсов, причем не только российских, но и украинских, белорусских, казахстанских (видимо, это не только наша проблема). Разумеется, мы получаем звонки от дилеров с одобрением действий РОАД. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) отреагировала не только заявлением на своем сайте, но и намерением встречаться и обсуждать вопрос. Звонили представители некоторых автопроизводителей – и тоже заявляли о своем желании встречаться и обсуждать.
Положительный результат наших действий уже есть: на проблему автодилеров обратили внимание, и мы видим со стороны автопроизводителей желание идти на диалог и сообща искать пути выхода из ситуации. Встречи с участием РОАД, АЕБ и ФАС должны состояться в самое ближайшее время. Надеюсь, что период эмоциональных обсуждений проблемы завершился, и впереди – конструктивное сотрудничество.
На какой результат ориентируется Ассоциация РОАД, инициировав работу по изменению дилерских контрактов?
Прежде всего, мы считаем, что экономически обоснованным с точки зрения дилера является 6-летний срок действия дилерского договора. Именно столько времени в среднем требуется бизнесу, чтобы окупить инвестиции в строительство и организацию деятельности дилерского центра (речь идет о суммах от 5 до 10 млн долл.).
Безусловно, хочется получить послабления и в части закупок дилером запасных частей, материалов для обслуживания автомобилей и аксессуаров. Сегодня вариантов нет – дилер вынужден покупать эту продукцию только у импортера или рекомендованных им производителей. Стоит ли говорить, что монополизм и конкурентные, обоснованные цены – вещи практически несовместимые. Кстати, смягчение этого пункта благоприятно отразится и на конечном покупателе, который чаще всего недоволен ценами у официальных дилеров.