МВД предлагает наделить ГИБДД полномочиями контролировать работу операторов техосмотра, сообщает микроблог авто риа. А для этого необходимо обязать всех водителей наклеивать на лобовые стекла своих автомобилей специальные стикеры, которые смогут фиксировать специальные видеокамеры. Полицейское обещают выявлять в потоке машин те из них, которые не проходили ТО. Активисты общественных движений автомобилистов России в эту сказку не верят, считая, что инициатива МВД усилит коррупцию на дорогах страны.
МВД добивается возврата контролирующих функций в системе техосмотра автотранспортных средств. Напомним, с 1 января 2012 года талоны ТО отменены.
В настоящий момент прохождение техосмотра автомобиля подтверждает действующий полис ОСАГО, который нельзя получить без фактического прохождения инструментального контроля. ГИБДД из этой схемы выключена, и не без оснований – система ТО, замкнутая на милицейские структуры еще с советских времен, полностью себя дискредитировала. Государственные пункты техосмотра физически не справлялись с проверкой 40 млн. автомобилей, которые составляют сегодня автопарк страны. Это порождало не только очереди, но и коррупционные скандалы. Приобрести талон техосмотра можно было и через знакомого инспектора ДПС, и через Интернет, где многочисленные фирмы-посредники предлагали свои сомнительные услуги.
Впрочем, милицейская торговля талонами ТО осталась в прошлом, в том числе потому, что в стране складывается полноценный рынок страховых услуг. Пока наравне с частными операторами ТО работают пункты государственного тех-осмотра, но с 1 января 2014 года все операторы ТО будут частными, аккредитацию и контроль которых осуществляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Руководство МВД вместо радости, что отпала необходимость хотя бы на этом участке счищать пятна коррупции с ведомственных мундиров, испытывает ностальгию по утраченным полномочиям. И не прочь вернуть их. Первый заместитель главы ГИБДД генерал Владимир Швецов в конце прошлой недели объявил, что не только подготовлены, но уже направлены в Миноэкономразвития (МЭР) соответствующие предложения. Суть их – ввести специальный стикер, подтверждающий факт прохождения ТО конкретным автомобилем.
Водители стикер должны будут размещать справа на лобовом стекле, там, где раньше было место талона ТО. Впрочем, место хоть и «штатное», но инспектора ДПС на дороге в те времена, когда талон ТО был обязательным, как правило, требовали его в руки. Визуальный осмотр был необходим, так как в любом киоске недобросовестный водитель мог приобрести календарик, по размерам и по цвету точно совпадавший с действовавшим на текущий год талоном ТО. В связи с этим многие автовладельцы перестали размещать талон на лобовом стекле, приложив его к остальным документам. Со стикером такой проблемы не будет, уверяют представители ГИБДД. Они обещают контролировать наличие техосмотра у автовладельцев с помощью камер видеофиксации, которые будут считывать информацию со стикеров.
На пути к возврату талонов техосмотра МВД уже добилось определенных успехов. Источник «НГ» в Белом доме подтвердил, что первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в правительстве все, что связанно с организацией дорожного движения, рассмотрел инициативу МВД на одном из совещаний. Окончательные решения не приняты, но готовность обсуждать вопрос была подтверждена. У идеи есть как сторонники, так и противники. Спорить есть кому – в настоящий момент сразу восемь министерств и ведомств так или иначе причастны к проведению техосмотра. В том числе и МЭР, у которого есть возражения правового и экономического характера.
«Газета.ru» ссылается на мнение заместителя директора департамента госрегулирования в экономике МЭР Евгения Ковтуна. Чиновник утверждает, что идея стикеров рассматривалась, еще когда принимался закон о техосмотре. От них тогда отказались, в том числе и из-за высокой стоимости реализации проекта. Конкретные цифры расходов для государства и потребителей Ковтун не назвал. Однако примерный порядок их можно определить, исходя из стоимости талона ТО – 300 руб., поскольку документ обладал степенью защиты от подделок уровня «А». Себестоимость же стикера, который должен быть доступен для камер видеофиксации за несколько десятков метров, по определению значительно выше. «Не стоит забывать, что в Европе техосмотр является самостоятельной услугой, а у нас уже сопутствующей: без техосмотра нет полиса ОСАГО. Поэтому если уже и говорить серьезно о стикере, то скорее он должен подтверждать не прохождение техосмотра, а наличие полиса ОСАГО. В целом мы готовы принять участие в обсуждении, однако с учетом того, что это очень тяжелый вопрос, его нужно выносить на отдельное совещание», – цитирует издание слова чиновника.
Эксперты сомневаются в целесообразности возвращения МВД в процедуры техосмотра, видя в этом угрозу воскрешения коррупционной составляющей. «Талон ТО был источником взяток на дорогах. То, что его отменили, – очень хорошо. Люди при новой системе техосмотра вздохнули свободнее», – говорит вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Специалистов ставит в тупик навязчивое стремление ГИБДД общаться с водителями посредством стикеров. Непонятно, что мешает проверять наличие или отсутствие полиса ОСАГО, а вместе с ним и факт прохождения техосмотра, используя все те же камеры видеофиксации, но только по госномерам.
Технически такое возможно. Информация об автомобилях, прошедших ТО, собрана в единой информационной системе техосмотра (ЕАИСТО). Дело остается за малым: ввести эту базу в систему «Поток» – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для идентификации государственных регистрационных знаков автомобилей. Эта система позволяет в режиме реального времени получать нужные сведения об идентифицируемых автомобилей, в том числе осуществлять поиск одновременно по нескольким базам данных на предмет совпадения с распознанным номером и обмениваться при этом информацией с удаленными клиентами по Сети. И, что немаловажно, никакие стикеры для этого «Потоку» не нужны. Те нарушители, кто не прошел ТО, будут получать квитанции об оплате штрафа, составляющего 500–800 руб., хоть каждый день. И оплачивать в бюджет, а не в карман готового «войти в положение» инспектора ДПС.