Гусеница трактора Т-4АП-1

Спереди лонжероны соединены сварно-штампованным брусом, а сзади крепятся к чугунному корпусу заднего моста. К нижним полкам лонжеронов рамы жестко присоединена коробка поперечной листовой рессоры. Пакет рессоры, опирается на рамы гусеничных тележек трактора.

Гусеничные тележки через пяту раскоса и задний концевой подшипник бортового редуктора шарнирно связаны с корпусом заднего моста. К нижним полкам лонжеронов рам гусеничных тележек жестко крепят опорные катки (по пять на каждую тележку) на роликоподшипниках с жидкой смазкой и торцовыми резино-металлическими сальниками. Каждая тележка имеет по два поддерживающих катка и направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. Поддерживающие катки вращаются на конических роликоподшипниках, направляющие колеса — на цилиндрических роликоподшипниках. Конструкция уплотнений аналогична уплотнениям опорных катков. Конструктивная схема гусеничных тележек аналогична конструктивной схеме гусеничных тележек тракторов С-80 и С-100.

Гусеница трактора Т-4АП-1 в отличие от гусениц тракторов С-80 и С-100 литая. Звенья отливают из легированной стали и закаливают до высокой твердости. Каждое звено имеет пять проуищн, в которые входят пальцы. Пальцы удерживаются от выпадения с одной стороны головкой, с другой заклепкой.

Для управления навесным и прицепным гидрофицированным оборудованием на трактор устанавливают раздельно-агрегатную гидросистему. Для навески оборудования спереди предусмотрена усиленная лобовина с кронштейнами (цапфами) для крепления гидроцилиндров. Нижние головки штоков гидроцилиндров являются местами присоединения рам навесного оборудования. В гидросистеме трактора используется шестеренный масляный насос НШ-46У-Л. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни распределительного вала дизеля. В гидросистеме применен распределитель Р75-23, установленный на передней стенке кабины трактора. Управление гидросистемой производится из кабины водителя. На тракторе Т-4АП-1, как и на его базовой модели может быть установлена задняя навесная система и осуществлено управление выносными гидроцилиндрами.

Трактор оборудован металлической двухместной кабиной. Одно из сидений регулируется по положению и массе тракториста. Для обогрева кабины при работе в холодное время года предусмотрено обогревательное устройство, основанное на частичном заборе теплого воздуха, проходящего через водяной радиатор дизеля.

Мероприятиями второй очереди, направленными на дальнейшее повышение надежности трактора, являются:

усиление деталей и узлов трансмиссии для обеспечения передачи увеличенного крутящего момента при работе трактора в режиме максимального тягового усилия по сцеплению (установлен усиленный реверс-редуктор коробки передач, увеличена жесткость и прочность ее валов, повышена в 1,5 раза работоспособность подшипниковых узлов, введен механизм блокировки подвижных шестерен реверс-редуктора, применены более совершенные уплотнения бортовых редукторов);

повышение подачи гидронасоса до 114 л\мин (установлен дополнительный насос НШ-32У, увеличена емкость бака гидросистемы, применены унифицированные фильтры повышенной пропускной способности, увеличены диаметры всасывающих, нагнетательных и сливных маслопроводов);

усиление рамы трактора (приварены накладки, увеличивающие момент сопротивления изгибу в 1,8 раза);

повышение жесткости и прочности пакета листов и значительное усиление коробки балансирной рессоры (установлен дополнительный лист и удлинен до размера нижнего листа третий лист рессоры, введены дополнительные накладки в коробке рессоры, обеспечившие увеличение прочности в 2—2,5 раза);

изменение конструкции кабины для улучшения условий труда тракториста (увеличена в 1,7 раза площадь остекления, введена термоизоляция, усилены основание стенок и амортизаторы, двери кабины выполнены открывающимися назад, на передней стенке кабины установлены усиленные передние фары ФГ-12-51, для очистки нагнетаемого в кабину воздуха установлен вентилятор-пылеотделитель ВПК-150).

Для улучшений внешнего вида трактора кроме модернизации кабины изменена конструкция капота (крепление лент крыши перенесено внутрь), предусмотрена установка защитного устройства радиатора дизеля.

Остальные узлы и агрегаты трактора Т-4АП-2 заимствованы с базовой модели Т-4А с учетом изменений, внесенных в трактор Т-4АП-1.

Трактор Т-100МГП. Трактор Т-100МГП (рис. 19) создан на базе трактора Т-100М с максимально возможным использованием его агрегатов и узлов и предназначен для навески орудий переднего расположения.

Т-ЮОМГП  имеет традиционную для тракторов ЧТЗ компоновку с передним расположением дизеля и задним расположением рабочего места тракториста. На трактор устанавливают четырехцилиндровый четырехтактный, дизель Д-108 мощностью 108 л. с. при 1070 об\мин. Дизель имеет высокоэкономичный рабочий процесс. Камера сгорания расположена в днище поршня. Блок цилиндров дизеля литой со вставными чугунными калеными гильзами. Головка блока общая на два цилиндра. Коленчатый вал стальной штампованный пятиопорный с противовесами и полостями в шатунных шейках для центробежной очистки масла. Поверхности шеек вала закалены т. в. ч. Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемы и изготовлены из сталеалюминиевой полосы. Поршни отлиты из алюминиевого сллава. В каждом цилиндре установлены два подвесных клапана. Питание дизеля топливом осуществляется с помощью четырехплунжерного секционного насоса со всережимным центробежным регулятором частоты вращения и бесштифтовыми форсунками закрытого типа.

Очистка топлива двухступенчатая: в топливном фильтре грубой очистки (щелевом, металлическом) и в сменных фильтрах тонкой очистки, выполненных из двухслойной поглощающей объемной хлопчатобумажной пряжи. Корпус топливных фильтров тонкой очистки подогревается водой, поступающей от радиатора системы охлаждения дизеля.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, устанавливают воздухоочиститель. Очистка воздуха осуществляется последовательно: эжектированием выпускными газами относимых к периферийным поверхностям циклона наиболее крупных частиц пыли, а также в масляной ванне в поддоне фильтра, улавливающей пыль, отбрасываемую силами инерции пои резком повороте воздушного насоса и далее мокрыми сетчатыми фильтрующими элементами. Забор воздуха осуществляется на крыше кабины в зоне наименьшей запыленности.

Охлаждение дизеля водяное с принудительной циркуляцией воды от центробежного насоса. Регулирование температуры воды в системе охлаждения осуществляется двумя термостатами и шторкой, управляемой из кабины тракториста. Смазка комбинированная: под давлением от трехсекционного шестеренного насоса и разбрызгиванием. Для охлаждения масла предусмотрен стальной трубчатый радиатор. Пуск дизеля осуществляется карбюраторным двухцилиндровым пусковым двигателем П-23 мощностью 17 л. с. при 2200—2300 об\мин. На пусковой двигатель установлен электростартер СТ-204 с питанием от аккумуляторной батареи 6СТ-68 (6СТ-18), расположенной внутри кабины. Пуск пускового двигателя может осуществляться вручную с помощью специального приспособления, входящего в комплект пускового двигателя. На дизель по специальному заказу устанавливают компактный бензиновый- подогреватель, обеспечивающий подогрев всасываемого в дизель воздуха при работе в холодное время. Положительной особенностью дизеля Д-108 является автоматическое отключение второго и третьего цилиндров при работе дизеля на холостых оборотах. Указанные мероприятия способствуют уменьшению смоло и нагарообразования на выпускных клапанах.

Трансмиссия трактора Т-ЮОМГП механическая многоступенчатая. Она включает в себя муфту сцепления, коробку передач, центральную коническую передачу с шестернями зерольного зацепления, многодисковьге, тюртовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами и двухступенчатые бортовые редукторы. Муфта сцепления непостоянно замкнутая сухого типа с одним чугунным ведущим диском и двумя ведомыми дисками с фрикционными накладками. Соединение ведущего диска с маховиком осуществляется резино-кордовыми планками (гибкой связью). Муфта включается специальным кулачковым механизмом (муфтой включения), управление муфты — рычажное.

Вал муфты сцепления соединен с фланцем первичного вала коробки передач. Трехвальная с прямозубыми шестернями, установленными на жестких валах с эвольвентными шлицами, коробка передач трактора Т-ЮОМГП смонтирована в отдельном корпусе, -который крепят к передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Нижний вал коробки передач выполнен заодно с малой конической шестерней центральной передачи. Коробка передач имеет блокировочный механизм, предотвращающий переключение передач при включенной муфте сцепления. Управление коробкой осуществляется качающимся рычагом. Задний ход выключается отдельным рычагом.

В боковых отсеках корпуса заднего моста находятся сухие многодисковые бортовые фрикционы, ведомые диски которых снабжены фрикционными накладками. Управление бортовыми фрикционами осуществляется двумя рычагами с гидравлическим сервирующим механизмом, значительно снижающим усилия на рычагах управления.

Сервомеханизм управления бортовыми фрикционами имеет автономное питание от шестеренного насоса, приводимого от верхнего вала коробки передач. Ленты тормозов при повороте трактора воздействуют на- наружные поверхности барабанов бортовых фрикционов. На подъемах и спусках до 20° затянутые на барабанах ленты могут быть зафиксированы защелками (горный тормоз).

Управление тормозами осуществляется двумя педалями. Наличие на тракторе большого количества органов управления снижает его эргономические качества.

Двухступенчатые бортовые редукторы трансмиссии имеют прямозубые крупномодульные шестерни. Ведомая шестерня бортового редуктора с помощью призонных болтов крепится к фланцу ступицы, вращающейся на роликовых конических подшипниках. На треугольные шлицы ступицы напрессовано ведущее колесо. Уплотнение редуктора осуществляется торцовыми сальниками.

Рама трактора Т-ЮОМГП состоит из двух корытообразных лонжеронов, приваренных уширенной стороной к корпусу бортовых фрикционов. Лонжероны рамы усилены путем приварки по всей длине с наружной стороны, уголкового проката. На передних концах лонжеронов предусмотрены места для крепления силового капота гидронавесной системы (планки с резьбовыми отверстиями) и установки трубопроводов. Остальные элементы рамы такие же, как и у базового трактора.

Трактор Т-ЮОМГП имеет полужесткую подвеску. Рама трактора опирается на гусеничные тележки через пластинчатую рессору (рис. 21). Рессора отличается от рессоры базовой модели. Жесткость пакета рессоры повышена путем удлинения шестого листа до длины нижнего. Значительно усилена коробка рессоры. Соединение пакета с коробкой рессоры осуществляется с помощью пальца. Спаренные нижние листы рессоры, опирающиеся на подушки гусеничных тележек, охватывают скобами. Такая конструкция обеспечивает надежность работы рессоры при заглублении ножа бульдозера или корчевателя.

Пакет рессоры, опираясь на скобу, приваренную к вертикальной полке внутреннего швеллера, позволяет использовать вес тележек для повышения усилия заглубления. Каждая гусеничная тег лежка имеет пять опорных и два поддерживающих катка. Опорные катки работают на подшипниках качения с жидкой смазкой и торцовым резино-металлическим уплотнением.

Литые чугунные поддерживающие катки имеют отбеленную на глубину 10 мм поверхность беговых дорожек. Катки с втулками из антифрикционного чугуна вращаются на консольных осях, запрессованных в головках кронштейнов гусеничных тележек. Катки работают на консистентной смазке. Направляющее колесо гусеничной тележки увеличенного в сравнении с базовой моделью диаметра является одновременно опорным катком.

Такое направляющее колесо значительно повышает продольную устойчивость трактора и повышает его проходимость, поскольку увеличивается длина опорной поверхности гусениц и болёе равномерно распределяется давление на грунт.

В качестве амортизирующего элемента предусмотрена однорядная цилиндрическая пружина. Натяжение гусениц регулируют натяжным винтом. Гусеница трактора полностью заимствована с базовой модели. Она имеет стальные штампованные звенья, соединенные между собой шарнирно с помощью пальцев и втулок. Башмаки, выполненные из специального проката, крепят к звеньям болтами и гайками.

Для управления навесными орудиями трактор Т-ЮОМГП укомплектован раздельно-агрегатной гидросистемой. Гидросистема состоит из шестеренного одноступенчатого редуктора, двух шестеренных насосов НШ-46У-Л, распределителя, двух рабочих цилиндров, бака с фильтрующими элементами, трубопроводов арматуры.

Редуктор крепится на опоре дизеля и приводится от переднего конца коленчатого вала через специальный торсионный валик. Включение и выключение редуктора (насосов) осуществляется рукояткой, расположенной на корпусе редуктора, при неработающем дизеле.

Распределитель имеет три золотника, каждый, из которых независимо от других осуществляет четыре рабочих положения для соответствующей, группы цилиндров.

Трактор Т-ЮОМГП имеет переднюю навесную систему, состоящую из штампосварного силового капота и навешиваемых на него двух рабочих цилиндров. Силовой капот устанавливают на передней части рамы трактора и жестко закрепляют болтами. К боковым кронштейнам капота приваривают цапфы со сферическими головками, на которые навешивают силовые цилиндры. Нижняя головка цилиндра имеет сферические втулки, которые являются местом подсоединения навесных орудий.

Распределитель расположен под полом кабины, а масляный бак сзади топливного бака трактора. В связи с установкой силового капота и подвода к рабочим цилиндрам трубопроводов и шлангов изменены крыша и створки капота дизеля.

Результатом дальнейшего развития трактора Т-ЮОМ явился трактор Т-130. Для облегчения и ускорения организации массового производства нового трактора было принято решение о поэтапном переходе с трактора Т-ЮОМ на трактор Т-130 без снижения темпов и объемов выпуска тракторов. По конструктивно-технологическим признакам были определены три переходных этапа.

1. Трактор Т-ЮОМЗ с дизелем Д-108-2 мощностью 108 л. с. и некоторыми узлами трансмиссии трактора Т-130: двухдисковой постоянно замкнутой муфтой сцепления; педальным механизмом управления муфтой с гидросервированием; бортовым редуктором с усиленной полуосью; центральной конической передачей и бортовыми фрикционами с усиленными цилиндрическими эвольвентными шлицами соединительных элементов (вал—ступица); однорычажным механизмом управления бортовыми фрикционами.

  1. Трактор Т-130 с дизелем Д-130 мощностью 140 л. с. при 1070 обмин и всем комплексом конструктивных решений, предусмотренных для базового трактора.
  2. Трактор Т-130 с дизелем Д-160 мощностью 160 л. с. при 250 обмин (базовая модель).

Трактор Т-130.1. Трактор Т-130.1  по существующей классификации (типажу) относится к тракторам тягового класса 10 тс. Для промышленности на базе трактора Т-130.1 завод подготавливает к выпуску несколько модифицированных моделей:

Т-130.1.Г-1 гидрофицированный, с передней навесной системой и прицепным устройством жесткого типа (базовая модель);

Т-130.1 — общего назначения, негидрофицированный, с прицепным устройством жесткого типа (комплектация);

Т-130.1-1 — негидрофицированный, без кабины, с прицепным устройством жесткого типа (комплектация);

Т-130.1-2 — специального назначения, негидрофицированный, с прицепным устройством маятникового типа и тягово-сцепным прибором (комплектация);

Т-130.1.Г—гидрофицированный, приспособлен для установки передней и задней навесных систем, с прицепным устройством жесткого типа(комплектация);

Т-130.1.Г-2—гидрофицированный, приспособлен для установки передней и задней навесных систем с прицепным устройством маятникового типа (комплектация);

Т-130.1:Г-4 — гидрофицированный, без кабины,,приспособлен для установки передней и задней навесных систем, с прицепным устройством маятникового типа (комплектация).

На базе трактора Т-130.1 созданы болотоходные модификации (описание их дано в главе «Болотоходные тракторы»), трактор «северного» исполнения, способный работать в условиях низких температур (до —60е С), и трактор Т-130ПГ для навески фронтального погрузчика.

По конструктивно-компоновочной схеме трактор Т-130.1 аналогичен тракторам С-100 и Т-100М. Он имеет полужесткую подвеску, переднее расположение дизеля и заднее расположение рабочего места тракториста.

На трактор устанавливают рядный четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-160 с турбонаддувом с камерой сгорания, расположенной в днище поршня, обладающий высокой надежностью и экономичностью. Наддув дизеля осуществляется одноступенчатым центробежным компрессором с радиальной центростремительной турбиной, работающей в потоке выпускных газов.

Для частичного уравновешивания сил инерции II порядка возвратно-поступательно движущихся масс кривошипно-шатуиного механизма на дизеле установлен уравновешивающий механизм, который обеспечивает надежную работу дизеля на Повышенных оборотах.

На дизеле применена более совершенная в сравнении с дизелем Д-108 система очистки воздуха (установлен двухступенчатый воздухоочиститель). Первая ступень очистки осуществляется в мультициклонном очистителе с эжекционным автоматическим удалением пыли, вторая — в сухом бумажном фильтре. Воздухоочиститель вынесен в подкапотное пространство моторной установки. Дизель имеет комбинированную систему смазки: под давлением от трехсекционного масляного насоса повышенной подачи и разбрызгиванием. Очистка масла осуществляется полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Пуск дизеля производится карбюраторным двухцилиндровым двигателем П-23М мощностью 17—19 л. с. при 2400— 2500 обмин. Для пуска, пускового двигателя предусмотрен электростартер, питаемый от аккумуляторной батареи 6ТСТ-75ЭМС. Пуск может осуществляться вручную.

Для пуска дизеля в зимнее время по заказу потребителей устанавливают парожидкостный бензиновый подогреватель ПЖБ-400 (рис. 24). Подготовка к пуску дизеля, электростартерный пуск пускового двигателя и управление дизелем во время работы ведется из кабины тракториста. Дизель Д-160 по основным агрегатам и узлам широко унифицирован с ранее выпускавшимися (КДМ-46, КДМ-100) и поставляемыми в настоящее время (Д-108) дизелями.

Механическая многоступенчатая трансмиссия трактора включает в себя муфту сцепления, коробку передач с механизмом переключения, центральную передачу, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и бортовые редукторы. Кинематическая схема трансмиссии представлена на рисунке.

Ведущий и нажимной диски двухдисковой постоянно замкнутой муфты сцепления сухого типа монтируются в полости маховика и вращаются вместе с ним. Ведомые диски при помощи зубчатых ступиц соединены с ведомым барабаном. Барабан с дисками вращается на двух шарикоподшипниках, установленных на съемной цапфе коленчатого вала двигателя. Для облегчения управления и снижения усилия на педали выключения муфты сцепления предусмотрен сервирующий механизм, включенный в единую гидросистему управления трактором, Снаружи муфта сцепления защищена разъемным кожухом, являющимся базой для установки педалей сервирующего механизма и других деталей приводов управления.

Четырехвальная восьмискоростная коробка передач трактора Т-130.1 имеет шестерни постоянного зацепления. Переключение переда в пределах выбранного диапазона, включение реверса и переключение диапазонов (с нормального на ускоренный и наоборот) осуществляется двумя рычагами: правым — реверс и переключение диапазонов; левым— переключение передач (по четыре передачи в каждом диапазоне).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *