Трактор ДТ-75Р создан на базе трактора общего назначения ДТ-75 тягового класса.3. тс.
Компоновка трактора ДТ-75Р аналогична компоновке базовой модели.
В зависимости от оборудования узлами гидросистемы и механизма навески трактор поставляется в четырех комплектациях:
ДТ-75Р-С1 — трактор оборудован узлами гидросистемы, задним механизмом навески и выносными цилиндрами;
ДТ-75Р-С2 — трактор оборудован насосом, распределителем, масляным баком гидросистемы и маслопроводами;
ДТ-75Р-СЗ — трактор без узлов гидросистемы и заднего механизма навески;
ДТ-75Р-С4 — трактор оборудован узлами гидросистемы и задним механизмом навески, но без выносных цилиндров.
В промышленных отраслях наибольшим спросом пользуется трактор ДТ-75Р в комплектации ДТ-75Р-С2, приспособленный под навеску оборудования переднего расположения.
На трактор устанавливают четырехцилиндровый дизель СМД-14 мощностью 75 л. с. при 1700 обмин. Дизель имеет высокоэкономичный рабочий процесс. Запуск дизеля осуществляется с помощью пускового двигателя ПД-10У с одноступенчатым редуктором, механизмом включения и обгонной муфтой. Одноцилиндровый карбюраторный двухтактный пусковой двигатель мощностью 10 л. с. при 3500 обмин коленчатого вала имеет кривошипно-камерную продувку. Двигатель ПД-10У снабжен электростартером СТ-350Б, получающим питание от аккумуляторной батареи 6СТ-42ЭМ (6ТСТ-45ЭМС) емкостью 42—45 Ач.
В систему питания дизеля входят четырехплунжерный топливный насос J1CTH-48510, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос с насосом ручной подкачки топлива, воздухоочиститель, форсунки и система топливопроводов.
Циклонный воздухоочиститель дизеля имеет две степени очистки воздуха: центробежную инерционную с автоматическим эжекцион- ным удалением пыли из бункера и две смоченные маслом кассеты из проволочной путанки.
Смазка дизеля комбинированная: под давлением от шестеренного насоса с подачей 60 л\мин (смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала и механизм газораспределения) и разбрызгиванием.
Очистка масла двухступенчатая: грубая с помощью проволочно-щелевого фильтра, тонкая—в центрифуге.
Дизель имеет закрытую принудительную систему охлаждения, циркуляция воды в которой осуществляется центробежным водяным насосом. Для пуска дизеля при температуре окружающего воздуха ниже —5° С, а также, сокращения времени прогрева дизеля до пуска предусмотрена установка системы предпускового подогрева с использованием парожидкостного бензинового подогревателя ПЖБ-200.
Комплектация дизеля и способ установки его на раму у тракторов ДТ75Р и ДТ-75 аналогичны.
Дизель СМД-14 устанавливают на трактор в комплекте с двухдисковой сухой постоянно замкнутой муфтой сцепления.
Для облегчения управления трактором ДТ-75Рв отличие от базовой модели предусмотрено педальное управление (взамен рычажного) муфтой сцепления.
В трансмиссию трактора ДТ-75Р вместо увеличителя крутящего момента введен реверс-редуктор, позволяющий дополнительно к скоростям основного ряда коробки передач получать семь пониженных скоростей переднего и заднего хода, необходимых для выполнения дорожно-строительных работ. Реверс-редуктор устанавливают на передней плоскости корпуса трансмиссии трактора.
Устройство реверс-редуктора. В расточках литого чугунного корпуса на подшипниках установлено четыре вала: ведущий 3, ведомый 7, вал пониженных скоростей 8 и вал реверса 12.
На ведущем валу установлена ведущая шестерня 4, имеющая возможность перемещения на шлицах вала до зацепления с ведомой шестерней 1, установленной неподвижно на валу 8Г, или с неподвижной шестерней 11 на валу реверса. На валу реверса установлена шестерня 13, находящаяся в постоянном зацеплении с неподвижной относительно вала шестерней 2. Ведущий вал имеет внутренние шлицы, предназначенные для соединения с приводным ВОМ. На ведомом валу 7 установлена шестерня 6, которая может перемещаться по его шлицам и входить в зацепление с шестерней 9, неподвижно установленной на валу пониженных скоростей, или с помощью зубчатой муфты с ведущим валом 3.
Перемещение подвижных шестерен и установка их в требуемое положение осуществляются с помощью рычага 5 механизма переключения передач.
Когда включена прямая передача, зубчатая муфта шестерни 6 ведомого вала находится в зацеплении с зубьями ведущего вала 3. Вращение ведущего вала передается непосредственно ведомому валу 7. Для включения пониженной передачи «вперед» необходимо шестерню 4 ввести в зацепление с шестерней 1, а шестерню 6 — с шестерней 9.
Для включения пониженной передачи «назад» шестерню 4 вводят в зацепление с шестерней 11, при этом передача будет осуществляться с ведущего вала 3 на вал реверса 12 и далее через шестерню 13 на вал пониженных скоростей и шестерни 9 и 6 на ведомый вал реверс- редуктора.
Механизмы переключения передач реверс-редуктора и коробки передач аналогичны. Снизу к верхней крышке корпуса реверс- редуктора прикреплены три планки, к двум из которых (левой и средней) приварены вилки переключения передач.
Вилка левой планки входит рожками в кольцевой паз шестерни 6, вилка средней планки — в паз шестерни 4. Планки переключения вместе с вилками перемещаются с помощью рычага переключения передач и фиксируются в определенном положении пружинными фиксаторами. Для исключения возможности одновременного перемещения двух планок между ними устанавливают разделительные пластинки. Заправка маслом реверс-редуктора осуществляется через заливную горловину 14, уровень масла контролируется щупом 10. Для предотвращения самопроизвольного выключения шестерен, а также для уменьшения торцового износа зубьев шестерен при переключении передач предусмотрена блокировка реверс-редуктора с коробкой передач и главной муфтой сцепления. На трактор ДТ-75Р, как и на его базовую модель устанавливают трехвальную семиступенчатую коробку передач с прямозубыми шестернями. Коробка передач трактора ДТ75Р отличается от коробки передач трактора ДТ-75 отсутствием шестерни и вилки переключения VII передачи и заднего хода, а также оси вилок.
Для повышения долговечности коробки передач усилено крепление заднего подшипника первичного вала. Коробка передач и задний мост смонтированы в одном корпусе, что значительно повышает жесткость корпуса, улучшая условия работы агрегатов трансмиссии. Остальные узлы и агрегаты трансмиссии трактора (задний мост, бортовые редукторы), за исключением механизмов управления, полностью заимствованы с базовой модели.
Рама трактора ДТ-75Р отличается от рамы трактора ДТ-75 наличием подушек, предназначенных для крепления поперечной балки бульдозера. Подушка приваривается снизу к лонжеронам рамы трактора. В связи с установкой реверс-редуктора, изменением механизмов управления и подводом трубопроводов гидросистемы к передней части трактора изменен кронштейн пружины сервомеханизма, уменьшены балластные грузы, установлены скобки на лонжероне и изменены координаты отверстия на передней оси рамы для крепления трубопроводов. Ходовая система и внешнее оформление (кабина и капот) трактора ДТ-75Р полностью унифицированы с базовой моделью.