Трактор Т-180 КС является «карьерной» моди фикацией трактора Т-180, изготовляемой в «северном» исполнении. Трактор Т-180 КС предназначен для разработки россыпных месторождений полезных ископаемых на горнорудных предприятиях Северо-Востока страны.
Повышенная работоспособность трактора при низких температурах, на вечномерзлом и скальном грунте обеспечивается:
установкой системы предпускового подогрева дизеля, кабины и топливного бака с парожидкостным бензиновым подогревателем ПЖБ-600;
усилением деталей ходовой системы и изготовлением рамы из хладостойкой стали;
установкой кабины с улучшенной термоизоляцией и двойными стеклами для обеспечения видимости из кабины во время работы при низких температурах;
увеличением дорожного просвета до 550 мм для повышения проходимости при работе на скальном грунте;
применением агрегатов и деталей электрооборудования «северном» исполнении и дополнительной аккумуляторной батареи;
установкой поворотной фары-прожектора, управляемой из кабины водителя;
применением утеплительного чехла, обеспечивающего поддержание требуемого теплового режима дизеля.
Трактор ДЭТ-250. Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 широко и эффективно используется на особо тяжелых землеройных и других энергоемких работах в дорожном, гидротехническом b мелиоративном строительстве. Высокие скорости движения и большие тяговые усилия обеспечили не менее эффективное применение трактора на транспортных работах: транспортирование труб, крупногабаритных бетонных конструкций, буровых вышек и другого оборудования.
На трактор устанавливают двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-ЗОБ с непосредственным впрыском топлива, обладающий высокой топливной экономичностью и хорошими пусковыми качествами. Одной из конструктивных особенностей, выгодно отличающих дизель В-ЗОБ от дизелей других тракторов промышленного назначения, является оригинальная конструкция систем охлаждения и очистки воздуха, а также системы подготовки и пуска двигателя. Для обдува воздухом водяных и масляных радиаторов на тракторе ДЭТ-250 применена эжекционная система, основанная на использовании энергии выпускных газов. Выпускные газы, проходя через сопла и диффузоры, создают непрерывный воздушный поток, просасываемый через радиаторы. Система не имеет подвижных деталей, что обеспечивает ей высокую эксплуатационную надежность.
Принцип эжекции использован также для первичной очистки воздуха. На тракторе применена двухступенчатая очистка воздуха. Воздух, поступающий вначале для охлаждения тяговых электромашин,- а затем для питания дизеля, проходит предварительную очистку (первая ступень) в инерционной решетке с автоматическим эжекцион- ным удалением крупных частиц. Вторичная очистка воздуха, перед поступлением его в цилиндры дизеля, производится масляными контактными фильтрами.
Топливная система дизеля В-ЗОБ, предназначенная для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры дизеля, включает в себя:
два задних и один передний топливных бака, электрический топли- воподкачивающий насос, топливный кран, фильтр грубой очистки топлива, топливоподкачивающий насос дизеля, фильтр тонкой очистки топлива, двенадцатисекционный рядный топливный насос высокого давления НК-Ю, форсунки, сливной бачок, топливопроводы и арматуру. Электрический центробежный насос БЦН-1 включается только для прокачки топлива на 0,5—1 мин. Фильтр грубой очистки металлический щелевой, фильтр тонкой очистки (ТФК-3) состоит из картонных сменных элементов. Для заправки топливной системы трактора к каждому трактору прикладывается специальный заправочный агрегат.
Запуск дизеля осуществляется силовым генератором электро-трансмиссии, питающимся от аккумуляторных батарей. Генератор при этом работает в режиме электродвигателя. В экстренных случаях пуск дизеля может производиться сжатым воздухом от специального баллона. Для предпусковой подготовки дизеля при низких температурах предусмотрен предпусковой парожидкостный подогреватель, работающий на дизельном топливе. Редуктор подогревателя приводится в движение электродвигателем, питающимся от аккумуляторных батарей или вручную.
Трактор ДЭТ-250 имеет электромеханическую трансмиссию. Такая бесступенчатая трансмиссия изменяет тяговые усилия и скорости движения в зависимости от изменения нагрузки, обеспечивая работу дизеля на постоянном силовом и скоростном режимах, что способствует повышению его срока службы.
Трансмиссия трактора показана на рис. 48. Силовой генератор трансмиссии представляет собой шестиполюсную электромашину постоянного тока с шестью главными и шестью дополнительными полюсами. Катушки главных полюсов имеют три обмотки возбуждения: независимую, параллельную и последовательную. Обмотка независимого возбуждения вместе с дополнительным сопротивлением питается от бортовой сети трактора напряжением 24 В, обмотка параллельного возбуждения питается током силового генератора. Изоляция обмоток рассчитана на 600 В.
Тяговый электродвигатель трансмиссии является четырех- полюсной машиной постоянного тока с четырьмя главными и четырьмя дополнительными полюсами. Катушки главных полюсов имеют две обмотки возбуждения: независимую и специальную. Первая питается от бортовой сети, а вторая при нагрузке на крюке трактора от возбудителя ДК-913А — машины постоянного тока без дополнительных полюсов. Такой возбудитель позволяет получить нужную тяговую характеристику электродвигателя, способствует повышению использования мощности дизеля и обеспечивает реверс тягового электродвигателя.
Агрегаты трансмиссии работают следующим образом. Ведущий барабан Замкнутой фрикционной муфты установлен на шлицевом заднем кйще коленчатого вала дизеля, ведомый — свободно вращается на текстолитовых втулках на ступице ведомого барабана. Передача вращения к ускоряющему редуктору силового генератора осуществляется карданным валом и шлицевой муфтой, соединенной с фланцем ступицы ведомого барабана. Второй шлицевой конец карданного вала входит в отверстие ступицы ведущей» шестерни одноступенчатого ускоряющего редуктора.
Крутящий момент к силовому генератору передается полужесткой зубчатой муфтой. Через ведущую шестерню редуктора часть крутящего момента передается к раздаточному редуктору, который приводит во вращение масляный насос системы смазки трансмиссии, ВОМ и вал привода насоса гидросистемы управления навесными и прицепными орудиями.
Электрический ток от генератора, поступает к тяговому электродвигателю, подключенному с помощью зубчатой муфты и центральной передачи к поперечному валу трансмиссии, с которым жестко связаны эпициклические шестерни планетарных механизмов поворота. Последние, являясь понижающими редукторами при прямолинейном движении, выполняют также функции механизмов управления трактором, осуществляя повороты, торможения и остановки. Каждый планетарный механизм поворота имеет два тормоза, работающих в масле. Одир из них предназначен для рабочего режима движения и плавных поворотов трактора на транспортномрежиме, другой (остановочный тормоз) обеспечивает поворот с минимальным. радиусом (остановка одной гусеницы), а также установку и удержание трактора на уклонах. Для снижения усилий на рукоятке управления движения трактора предусматривается гидравлический сервирующий механизм.
При помощи планетарного механизма поворота крутящий момент передается на двухступенчатые бортовые редукторы. Первой ступенью бортового редуктора является пара цилиндрических шестерен, второй — планетарный ряд. Водило планетарного редуктора передает вращение ведущему колесу. Сёрвирование управления трактором, смазка и охлаждение подшипников, шестерен, дисков трения и других деталей заднего моста осуществляются автономной гидросистемой трансмиссии.
Гидросистема состоит из резервуара в корпусе заднего моста, насоса, фильтра-гидроциклона, механизмов сервоприводов и трубопроводов.
Сварная корытообразная рама трактора состоит из литого корпуса заднего моста, двух лонжеронов коробчатого сечения, замкнутых спереди бампером, поперечных перегородок и днища. Жесткое днище рамы предохраняет дизель, механизмы трансмиссии и электромашины от повреждений, засорения и влаги. Для подступа к агрегатам тракторов в днище рамы предусмотрены специальные, герметично закрываемые люки.
Подвеска трактора эластичная, с индивидуальным подрессориванием опорных катков. Амортизация катков обеспечивается применением круглых торсионов.
Тележки гусениц жестко закреплены на трех мощных кронштейнах рамы трактора. Каждая тележка снабжена шестью опорными и тремя поддерживающими катками и направляющим колесом с натяжным устройством. Узел направляющего колеса аналогичен узлу направляющего колеса трактора Т-130, за исключением направляющего упора и направляющей планки, приваренной к наружной полке лонжерона рамы тележки. Регулировка натяжения гусениц осуществляется гидромеханизмом. Амортизирующим элементом, как и в других тракторах промышленного назначения, являются цилиндрические пружины (наружная и внутренняя), расположенные посередине тележки.
Опорные и поддерживающие катки ходовой системы, а также направляющее колесо выполнены на подшипниках качения с жидкой смазкой и торцовыми резино-металлическими уплотнениями. Для повышения срока службы беговые дорожки катков и натяжных колес закалены до высокой твердости на большую глубину.
Гусеница трактора состоит из штампованных звеньев, соединенных втулками и пальцами. Башмаки гусеницы изготовляют из специального проката. Каждый башмак крепят к паре звеньев шестью болтами с четырехгранными взаимоконтрящимися гайками.
Для управления навесными, полунавесными и прицепными орудиями переднего и заднего расположения на тракторе предусмотрена раздельно-агрегатная гидросистема, состоящая из аксиально-плунжерного насоса, двухзолотникового распределителя, масляного бака, рабочих цилиндров и трубопроводов. Привод насоса осуществляется от раздаточного редуктора трансмиссии. Включение и выключение насоса возможно только при остановленном дизеле. В систему управления самим трактором входят: привод управления планетарными механизмами поворота, остановочными тормозами, подачей топлива, контроллером и горным тормозом. Трактор снабжен независимым ВОМом. На трактор устанавливают цельнометаллическую, герметичную кабину с теплозвукоизоляцией. Кабина обогревается теплым воздухом зимой и снабжается очищенным воздухом летом.