На трактор ТДТ-40М устанавливают четырехцилиндровый дизель Д-48Т мощностью 50 л. с. — специальную комплектацию дизеля Д-48, применяемого на пропашных сельскохозяйственных тракторах. Дизель имеет вихрекамерный процесс смесеобразования и двухклапанный механизм газораспределения.
Блок цилиндров двигателя литой со вставными чугунными гильзами, головка блока единая для всех четырех цилиндров, коленчатый вал стальной штампованный пятиопорный. Подшипники коленчатого вала (коренные и шатунные) состоят из двух биметаллических вкладышей. Пятый коренной подшипник имеет с двух сторон бурты для восприятия усилий и ограничения осевых перемещений коленчатого вала. Шатунные шейки вала имеют сверления (полости) для центробежной очистки масла.
Питание двигателя топливом осуществляется с помощью четырех- плунжерного топливного насоса 48-4ТН-8,5 X 10 или 48М-4ТН-8,5 X 10 с центробежным всережимным регулятором частоты вращения двигателя и штифтовыми, закрытого типа, форсунками.
Система смазки двигателя комбинированная. Шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, промежуточной шестерни, привода топливного насоса и клапанный механизм смазываются под давлением от шестеренного масляного насоса; гильзы, поршни, кулачки распределительного вала, привод масляного насоса — разбрызгиванием. Отдельные агрегаты двигателя имеют обособленную систему смазки. Очистка масла осуществляется в центробежном масляном фильтре (реактивной полнопоточной центрифуге). Для охлаждения масла предусмотрен масляный радиатор. Охлаждение двигателя водяное с принудительной циркуляцией воды в системе при помощи центробежного насоса. Трубчато-пластинчатый радиатор обдувается воздухом, подаваемым четырехлопастным вентилятором. Вентилятор и водяной насос монтируют на одном валу. Они приводятся во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала двигателя.
Пуск дизеля Д-48Т осуществляется одноцилиндровым двухтактным карбюраторным двигателем ПД-10У-1 мощностью 10 л. с. при 3500 оборотах коленчатого вала в минуту. Пуск пускового двигателя осуществляется раскруткой маховика шнуром.
Очистка топлива двухступенчатая: грубая (щелевой, металлический фильтр) и тонкая (два сменных фильтрующих элемента из хлопчатобумажной пряжи). Фильтры грубой и тонкой очистки объединены в самостоятельный блок и работают последовательно.
Топливо из бака к топливному насосу подается подкачивающим насосом поршневого типа.
На дизеле Д-48Т устанавливают воздухоочиститель с масляной ванной и пластмассовым фильтром (поропласт—верхний фильтрующий элемент и капроновая путанка — средний и нижний элементы).
Силовую передачу трактора ТДТ-40М составляют: муфта сцепления, коробка передач, карданный вал и задний мост.
Муфта сцепления постоянно замкнутая двухдисковая. Муфта встроена в маховик. Ведущие диски посажены на шести пальцах, равномерно расположенных на внутреннем торце маховика, два ведомых штампованных диска с фрикционными накладками с помощью приклепанных к ним шлицевых муфт устанавливают на ведомом валу муфты. Вал муфты сцепления соединяется с первичным валом коробки передач зубчатой муфтой. Передний конец его установлен в подшипнике, запрессованном в расточке маховика дизеля. Ведомые диски прижимаются к рабочим поверхностям ведущих дисков двенадцатью цилиндрическими пружинами. Муфта выключается педалью.
Коробка передач трактора механическая подвижными прямозубыми шестернями. Она обеспечивает пять скоростей вперед и одну назад, а также отбор мощности на привод лебедки.
Картер коробки передним фланцем крепят к кожуху маховика дизеля, закрывая одновременно и механизм муфты сцепления.
Для отбора мощности на привод лебедки в коробке предусмотрен специальный двухопорный вал, на выходном конце которого устанавливают звездочки цепной передачи. Вторичный ведомый вал коробки соединен с карданом, передающим крутящий момент к заднему мосту.
Задний мост состоит из Центральной передачи (две конические прямозубые шестерни), двух фрикционных многодисковых муфт поворота и бортовых редукторов, на ведомые валы которых устанавливают ведущие колеса. Картеры бортовых передач дополнительно скреплены брусом прицепногоо устройства и стягивающей струной, разгружающих корпус заднего моста от. усилий, действующих со стороны ведущих колес и натяжения гусениц. Задний мост устанавливают на раме трактора и крепят к ее кронштейнам восемью болтами.
Жесткая сварная рама трелевочного трактора ТДТ-40М имеет корытообразную форму. Для предохранения дизеля и агрегатов трансмиссии от повреждения и забивания грязью рама имеет днище. Два съемных листа днища обеспечивают доступ к агрегатам трактора при техническом обслуживании.
Ходовую систему трактора составляют подвеска, направляющие колеса с натяжным и амортизирующим устройствами, ведущие колеса и гусеницы.
Рессорная балансирная подвеска трактора ТДТ-40М представляет собой тележку, на которую опирается рама трактора. Тележка с рамой соединяется четырьмя четвертными девятилистовыми рессорами. Основание рессоры заделано в кронштейнах главного балансира тележки, а верхние листы связаны с рамой трактора. Верхние листы передних рессор имеют свободное осевое перемещение. Задние рессоры ушками верхних листов шарнирно связаны с кронштейнами рамы трактора.
К каждому главному балансиру крепят по две каретки. Каретки включают в себя малый балансир с осями и два опорных катка. Опорные катки вращаются на конических роликоподшипниках, работающих на жидкой смазке с торцовым резинометаллическим уплотнением.
Направляющее колесо устанавливают на нижнюю ось кривошипа. Верхнюю ось кривошипа вставляют в трубу, вваренную а лонжероны рамы ось свободно проворачивается в трубе на втулках. От осевого перемещения ось фиксируют специальным стопором.
В качестве амортизирующего устройства служит цилиндрическая пружина. Натяжение гусеничной цепи регулируют винтовым механизмом. Гусеничная цепь состоит из литых трехпроушинных звеньев, соединенных между собой пальцами плавающего типа. Головки пальцев обращены к раме машины. К лонжеронам рамы приварены кронштейны-заталкиватели, возвращающие пальцы в исходное положение при их выпадании из проушин.
Для лесозаготовительных работ на тракторы ТДТ-40М устанавливают специальное технологическое оборудование. К технологическому оборудованию относятся лебедка и погрузочное устройство.
Лебедка предназначена для формирования пакета из предварительно поваленных деревьев, подталкивания его к трактору и погрузки на трактор с помощью погрузочного устройства. Крутящий момент подводится к червячному редуктору, колесо которого установлено на шлицевом конце вала барабана. Включение барабана производится кулачковой муфтой. Для притормаживания барабана при разматывании троса предусмотрен ленточный тормоз.
Щит погрузочного устройства (жесткая сварная платформа) шарнирно соединен с рамой трактора. В передней части щита на разном кронштейне подвешен тросонаправляющий блок. Подъем и подтаскивание щита осуществляется силовыми гидроцилиндрами. Гидросистема трелевочного трактора ТДТ-40М состоит из шестеренного насоса НШ-46У, клапанно-золотникового распределителя Р75-ВЗ, двух цилиндров Ц-110 двустороннего действия, масляного бака и соединительной арматуры. Привод насоса осуществляется от шестерен механизма распределения дизеля. Управление лебедкой и гидроприводом производится из кабины тракториста.
На трелевочном тракторе ТДТ-40М установлена двухместная кабина закрытого типа. Каркас кабины изготовлен из деревянных брусков и обшит фанерой. Основание каркаса выполнено из уголкового проката. Левое окно на передней стенке и заднее окно кабины открывающиеся. Заднее окно защищено металлической решеткой. Окна на дверях съемные целлулоидные. В кабине установлены два сидения: слева от дизеля — со спинкой, справа — без спинки. Дизель закрыт капотом, предохраняющим водителя от ожогов и перегрева.