Не секрет, что российское правительство активно готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. И, кажется, один из наиболее спорных вопросов — судьба отечественного автопрома — близок к разрешению. На смену импортным пошлинам, которые остаются последним барьером для автомобилей зарубежного производства с пробегом, придет утилизационный сбор.
Его основная цель — поддержать конкурентоспособность отечественных и произведенных в России автомобилей. Утилизационный сбор призван защитить российский рынок легковых автомобилей от активного ввоза в страну иномарок с пробегом и поддержать продажи отечественных автомобилестроителей. Причем, если средства, поступающие в бюджет за взимание утилизационного сбора, действительно пойдут на создание соответствующих предприятий, это позволит решить проблему переработки старых автомобилей в сырье, поскольку на текущий момент данная производственная сфера переживет не лучшие времена. Сегодня по всей России производится разборка японских автомобилей хонда. Это происходит именно из-за больших налогов и пошлин на ввоз иномарок. После вступления в ВТО, многие предполагали, что немецкие и японские авто резко подешевеют, однако благодаря утилизационному сбору этого не произойдет.
Для вторичной переработки пригодно порядка 70% от всей конструкции автомобиля, и в развитых странах это один из основных источников сырья для промышленности. При этом в России данный бизнес находится в зачаточном состоянии, а между тем с учетом перспектив роста отечественного рынка автомобилей, эта сфера обладает огромным потенциалом. К слову, сами автомобилестроители могут стать первопроходцами в вопросе утилизации старых автомобилей, мотивируя владельцев автохлама сдавать технику в утиль, предоставляя взамен льготы на покупку новой.
Правда, будут ли сами автомобилестроительные концерны создавать собственные утилизационные предприятия или же станут посредниками, зависит от того, какие условия для этого сформирует правительство. Понятно, что для быстрого старта необходимо разработать соответствующую программу, которая простимулирует концерны идти по этому пути и будет выгодна им самим не только на первоначальном этапе, когда их поддерживает государство, но и дальше.
Может возникнуть логичный вопрос: а что же будет с автомобилями, произведенными внутри страны? Естественно, о них не забыли, но на перепродажу российской техники утилизационный сбор не должен оказывать никакого влияния, и это понятно из его концепции. Однако стимулировать избавляться от автомобилей с пробегом российского производства будут уже с помощью экологического налога, который придет на смену транспортному. Его ставка будет варьироваться в зависимости от соответствия автомобиля экологическим нормам и от количества лет его эксплуатации. По крайней мере в идеале все планируется именно так.