До поры до времени шинная промышленность не знала понятия «сезонность». Всё изменилось в 60-ых годах, когда скандинавские производители представили общественности разработку, созданную специально для зимних дорог. Водители стран северного региона были первыми, кто осознал, что обычными покрышками здесь не обойтись. И решение было найдено, хоть и в несколько неуклюжей форме…
Впервые на рынке зимние шины предстали в кажущемся сегодня необычном виде: их шипы были вдвое крупнее современных, а на протекторе и вовсе красовался «летний» рисунок. Вскоре выяснилось, однако, что подобную конструкцию зимней можно было назвать лишь наполовину – шипы не могли полностью обезопасить водителя от скольжения колёс, потому и начались поиски того, что сегодня мы зовём нешипуемой фрикционной резиной.
Поспособствовал изобретению и запрет отдельных стран нынешнего Евросоюза на шипованные покрышки. Был проведен ряд исследований, доказавших, что шипы основательно портят дорожное покрытие, чем только усугубляют, а не улучшают вождение по нему. Производители поспешили вывести на рынок т.н. модели-«липучки», в которых роль ключевых сцепных элементов приходилась уже не на шипы, а на сам протектор.
Модернизация зимней шины происходила в несколько направлениях: прежде всего, стало ясно, что оставлять летний рисунок нельзя, ибо он не эффективен на дороге с большим количеством осадков, в частности – талого снега. Решения предлагались самые разные, вплоть до механизма, создающего при движении вакуум в пространстве между пятном касания протектора и дорожным полотном, однако дальше идеи дело не пошло и было решено использовать более традиционные технологии. Вскоре для зимнего протектора уже стал характерен свой дизайн и принцип построения: в его блоках находилось большее кол-во сцепных прорезей (ламелей), а канавки углубились до той стадии, когда стал возможен эффективный захват снега без потери тяговых свойств.
Резина, использовавшаяся при производстве летних шин, также была признана неудачным вариантом для холодного времени года. Тогда-то впервые задумались о создании морозостойкой смеси. Подходящую рецептуру материала впервые открыли немцы – компания Metzeler стала добавлять в резину своих покрышек диоксид кремния, тем самым фактически открыв секрет, как шине сохранять эластичность в условиях отрицательных температур. Заметим, что летняя резина уже при +7 становится жесткой, зимняя же наоборот – вниз от этой пометки термометра только улучшается в свойствах.
Идеи качественной фрикционной покрышки развивались, дав наконец водителям возможность купить шины того качества, которое бы обеспечивало полную безопасность на льду и снегу. В наш век, сравнивая зимнюю и летнюю резину, становится очевидным, из-за чего в своё время столько сил было уделено разграничению этих изделий по сезонности. Зимние шины давно и прочно укрепились в своей нише, будучи целиком самобытной категорией.